ЛИАНА И АРАМ ДАВИДЯН. ПЕРСОНЫ С ОБЛОЖКИ
СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО Род семьи наших героев достаточно древний и берёт своё на чало в XII–XIII веках – так, Араму известны имена прародителей начиная с XV века. В большинстве своём это были ремесленники и фермеры, священники и офицеры. В середине ХХ века началось зубоврачевание, и он уже 13-й в роду стоматолог по счёту. Медицина в семье – серьёзное дело, и наш герой просто не представлял, кем ещё он может стать. Мама – доктор. Стоматологом были его дядя, двоюродные братья – достаточно большое количество талантливых людей, как говорит Арам. Правда, по жизненным обстоятельствам их с Лианой отец не стал поступать в медицинский и иногда жалел об этом. Зато из него получился гениальный инженер-строитель, и в своей профессии он добился больших результатов. К примеру, Avroraclinic построена под его руководством, и много сделано его руками. Да и сама идея создания клиники 17 лет назад была рождена и поддержана семьёй.
«Стоматология как дисциплина, как специальность существует совсем недавно, она появилась 30–50 лет назад с вхождением в дисциплину как науку. До этого её фактически не было, по крайней мере как большого и кардинального направления медицины. Было зубовспоможение», – говорит Арам, придумывая на ходу такое слово, – он профессор, ему можно. Когда-то он закончил Ереванский медицинский институт, сегодня он его почётный профессор. В начале ноября прошёл IV имплантологический конгресс, где он был докладчиком и председателем научного комитета. Арам много учит и публикуется. Иногда он перечитывает свои старые статьи. И понимает, что даже тогда он писал умные вещи. «Мы должны помогать людям, помогать в глубоком смысле», – добавляет Арам.
СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ Самым счастливым днём было торжественное открытие Avroraclinic на Шаболовке, ведь на нём присутствовали и мама, и папа. Это был четвёртый год развития бизнеса Арама и Лианы, когда семья Давидян после долгой и непростой истории с рейдерским захватом смогла выстоять и открыть клинику на новом месте. Причём мама и папа активно им помогали в этом: и делом, и словом, и прочим. Их родители были идеальным примером. Мама – бакинская армянка с корня - ми из Карса, жившая с семьёй в Баку. Папа родом из Карабаха. Когда маму по распределению отправили работать в Гадрут врачом, она жила в квартире у папиной племянницы, не зная его самого. Мама знала, что у девушки, где она жила, есть такой дядя, который практически её ровесник, о котором ей все уши прожужжали, но она его никогда не видела. По окончании второго года её работы, когда ей надо было уже уезжать, она встретила будущего папу Лианы и Арама совершенно случайно на улице и обратила на него внимание. Потом выяснилось, что это тот дядя девушки, у кото - рой она жила. Через десять дней он сделал ей предложение. Вот такая романтическая история. В их роду есть ещё немало таких романтических историй, которые удивительно бережно сохранились даже через 300 лет.
КАНИКУЛЫ У БАБУШКИ Они родились в Баку, а жили в Ереване. Жили скромно, как обычная советская семья того времени. Папа работал на двух-трёх работах, для того чтобы их обеспечить. Мама специально взяла четверть ставки стоматолога в школе, чтобы быть поближе к детям. Каждое лето проводили у бабушки с дедушкой в Баку, а потом две недели обязательно в Карабахе, в Гадруте, который сейчас стал зоной боевых действий, у второй бабушки с дедушкой. «Есть фотография, где мы сидим с нашей бабушкой Александрой Григорьевной, адвокатом по уголовным делам, там диван-тахта, на заднем фоне советский пейзаж – книги, книги, книги. Наше детство с Лианой прошло среди книг», – говорит Арам. «Поэтому, будучи в школе активной отличницей, в первый месяц я читала все учебники за год, и, можно сказать, больше не занималась. Как я делала домашнее задание, моих родителей никогда не беспокоило. Я, в общем-то, всегда была умница-разумница. А ещё я помню такую историю: когда мы были совсем маленькие, по-моему, шесть-семь лет, мы ехали на поезде из Баку в Горадиз, где нас должен был встречать папа, потому что папа из Еревана поехал в Гадрут, т.е. после гостей у одной бабушки с дедушкой мы должны были поехать к другой бабушке с дедушкой. И так получилось, что нас некому было сопровождать. Но так как дедушка был при должности – он был юрисконсультом «Азнефти», – купив два детских билета, на вокзале он договорился с двумя русскими пограничниками, которые тоже ехали в этом поезде, чтобы они нас сопровождали. А через несколько часов папа должен был нас встретить. И был такой момент: Арам уходит в туалет, и дальше я вижу, как он, выходя из него, прыгает на одной ноге и удивленно говорит: «Его нет». В общем, он потерял тапочек, в котором вошёл в туалет. Я помню, как я зашла в эту маленькую кабинку туалета поезда и дедуктивным методом в шестилетнем возрасте вычислила, куда мог деться этот тапочек. Нашла его и принесла. И, мне кажется, с того момента у нас с ним взаимное ощущение тыла, что если что-то случилось, то есть к кому обратиться. Оно до сих пор проявляется в мелочах. Результатом моего воспитания стала абсолютная потребность заботиться об окружающих. Вообще, самопо жертвование для своей семьи является неизменным правилом для большинства армянских женщин. Все армянские женщины очень жертвенны для своей семьи. Для современного мира это звучит немного странно, но в Армении это до сих пор превалирующая парадигма», – говорит Лиана.
«А я помню другую историю, – вспоминает Арам. – Это вечерняя прогулка с сестрой. Нам было лет девять-десять. Подходя к дому, мы столкнулись с компанией неприятных задиристых подростков. Они для меня были большие, и один из них меня толкнул. И надо было видеть, в какую фурию в тот момент превратилась моя сестра, набросившись на них. Смогла постоять за меня. Я до сих пор ощущаю, что в случае чего за мной стоит старшая сестра. Это моя уверенность, моя опора. Знаете восточную притчу: «В одной деревне умирает старик, отец героини. Идёт церемония, она думает: умер отец и умер. Через некоторое время умирает её мать, она идёт за ней и не сильно горюет. Потом умирает её муж, и на церемонии она снова идёт без настроения и думает, умер муж и умер. А потом умирает её брат – и она рыдает. И когда её спросили: «Слушай, ты не плакала, когда умер твой отец, когда умерла твоя мать, когда умер твой муж, почему ты сейчас плачешь?» На что она ответила: «То, что умерли мать и отец,– это ожидаемо, они старше тебя, то, что умирает муж,– это тяжело, но я могу найти себе ещё одного, а смерть брата – это невосполнимо».
ФИЛОСОФИЯ И ВОСПИТАНИЕ Арам воспитывался на примере своего отца. По отношению к женщине, по отношению к младшему, по отношению к слабому. Такие аспекты передаются интуитивно. Вот так нужно делать, вот так надо поступать, вот это правильно. Ключевым словом воспитания был диалог во всех его проявлениях. Между всеми и даже теми, которые имеют возрастные, национальные или религиозные отличия.
Отец Лианы и Арама родился и вырос в Гадруте, в Карабахе. Последние десять лет жизни прожил в Москве, и хотя его нет уже 13 лет, друзья, знакомые и даже соседи вспоминают этого мудрого и доброго человека. Он учил думать и вести диалог. Только диалог может изменить в лучшую сторону что-либо в современном мире, потому что в противном случае легко скатиться на путь недомолвок и недоверия.
Диалог – это возможность высказаться, возможность выразить свою позицию, пускай другой человек не согласится, но он услышит тебя, а это значит, что можно найти компромисс. Нет другого средства сосуществования, кроме как дружеские или партнёрские отношения.
«Сегодня среди моих пациентов есть много азербайджанцев, причём они мои клиенты уже лет 20, и они приводят ко мне своих жён, детей, друзей. Между нами никогда не было дикарских отношений. Ко мне пришёл человек, и мне важно ему помочь. Мы все вместе родились в Советском Союзе. Нас учили жить дружно и уважительно. Отношения образованных людей в Москве вне зависимости от их национальностей всегда взвешенное. Современный мир изменился. Конечно, его хотят обратно вторгнуть в пучину разборок, национальных распрей и войн. Но мир всё равно меняется, и непонимание этого очень болезненная штука для народа, который идёт за своим лидером. А лидер, мне кажется, должен видеть эти вещи, он должен понимать, что мир меняется и меняется достаточно серьёзно», – говорит Арам. Откровенно говоря, Арам помнит всё, о чём говорил ему отец. Он очень редко говорил философские вещи, хотя в душе он, безусловно, был серьёзным философом. Например, отношение к женщине. Есть мужчины, которые считают, что женщины – это что-то такое второсортное. Отношение его отца было совершенно иным. Арам с детства не понимал, каким образом папа, такой большой и серьёзный человек, может тепло, душевно, по-доброму и любя относиться к маме. И это отношение к женщине он пронёс через всю жизнь и несёт до сих пор. К слову, отец Лианы и Арама испытывал и проявлял уважение не только к их матери, но и к своей тёще. Казалось бы, отношения между зятем и тёщей – это своего рода притча, анекдот. Но не в семье Давидян. Он всегда хорошо отзывался о тёще, а та его по-настоящему любила. Арам и Лиана переняли эту искренность по отношению к окружающим людям. Если Арам много впитал от своего отца, то Лиана получила сбалансированное воспитание от отца, мамы и бабушки. Может быть, потому что она старше. Она довольно рано стала ощущать себя взрослой, где-то уже в шесть семь лет старалась самостоятельно рассуждать, разговаривать со взрослыми людьми, с ровесниками ей было неинтересно. Ей часто внушали: «Ты старшая, ты несёшь ответственность». Понятно, что взрослые люди внушают детям какие-то идеалистические принципы. Но жизнь намного сложнее. Она видела, как поступала её мама-врач, она видела, как поступал её папа – инженер-строитель, как они искренне и с большой теплотой относились друг к другу, что было важно для воспитания. «Наша мама была очень хорошим примером, она никогда не ругала своих детей при чужих людях, а, наоборот, всегда их защищала, она всегда говорила: «Вы у меня самые красивые и самые умные». Но как только закрывалась дверь квартиры, если мы были неправы, она нам всё очень чётко высказывала. Что так было делать нельзя потому-то, потому, это некрасиво, в нашей семье это не принято. Плюс ко всему самовоспитание, самообразование, рассказы предков, рассказы бабушки, папы. Я росла и гордилась своими предками. Я помню это ощущение. Я была горда, что у меня такая бабушка, такая прабабушка, такие дедушки. Я выросла в обстановке абсолютной, безусловной любви», – добавляет Лиана.
ДЕНЬГИ – ЭТО ИНСТРУМЕНТ В ценные для Лианы студенческие годы, когда она поступила учиться в МГУ, потому что в Ереванском университете не было нужного факультета, она жила в общежитии Доме аспирантов и стажёров, в котором был свой переговорный пункт. Это было в сложные времена, уже начинались волнения, под окном маминого кабинета в центре Еревана стоял БТР, и возможность пообщаться была только в телефонной кабинке переговорного пункта. Как-то раз во время разговора она посетовала маме: «У меня заканчиваются монетки на тот рубль, который я разменяла, и сейчас прервётся разговор». На что услышала: «Ланочка, денег сегодня нет, завтра будут, послезавтра опять нет, а то, что мы сейчас разговариваем, намного ценнее твоего рубля». Лиана пошла и разменяла последний свой рубль и продолжила разговор с мамой. Этот случай запомнился на всю жизнь. Это был хороший урок. Деньги – это инструмент. Это средство для получения эмоций, для жизни, но никак не самоцель. Такое же отношение к деньгам сложилось и у Арама. Он не транжира, но и в то же время щедрый. Например, свой гонорар от конгресса, на котором он недавно выступил, передал в благотворительный фонд Viva, который помогает врачам волонтёрам Армении спасать жизни пострадавшим от военного конфликта.
Лиана вспоминает: «В моей жизни были ситуации, когда Арам оказывался невероятной поддержкой, одно его слово снимало всё напряжение, в котором я находилась. Так, однажды была очень неприятная ситуация, когда в одном из финансовых проектов я попала в руки нечистоплотных партнёров, потеряв очень крупную сумму денег от нашего совместного с Арамом годового заработка, и не знала, как это пережить. Позвонила ему, а он практически повторил слова мамы: «Ничего, Ланочка, не переживай, заработаем, это не важно». Семья, семейные связи – эта такой механизм, который очень сложно объяснить. Человек, который не вырос в таких отношениях, не чувствовал их с детства, не поймёт меня».
АРМЕНИЯ «В мире модифицировались и изменились границы. В данном случае, если вы живёте рядом с кем-то, с кем бы то ни было, то важно поддерживать дружеские отношения. Безусловно, у армян болезненной темой является геноцид и большие жертвы, которые понёс наш народ. Это всё было. Конечно, есть те, кто не принимает нашу трактовку событий и сделали свои выводы. Дальше что-либо говорить в этом ключе бессмысленно. Поэтому сейчас надо отложить эту проблему, спрятать её в глубине души.
Мир очень сильно изменился – таких путешествий, таких возможностей никогда не было. А сейчас есть. Поэтому ограничивать себя своей страной, своим народом очень недальновидно. Наша национальная особенность в том, что нас стало мало, нас практически постоянно уничтожали последние 150 лет. Поэтому потребность держаться вместе – жизненная необходимость. Я очень рад этим особенностям, тому, что армяне дружны, что они общаются, что они ходят в гости, вместе отдыхают. Понимаете, это очень много даёт в воспитании детей, в само - воспитании, в самосознании», – говорит Арам. В своём большинстве армяне очень образованная нация. В Армении, образование – это культ. До какой-то степени идея фикс. «У нас в роду нет никого без высшего образования. Образованные люди быстрее приходят к диалогу, чем люди, которые не имеют образования и самовоспитания. Образованные люди, которые выросли в правильных условиях,– они тянут всех остальных к себе. По крайней мере, так должно быть. Я не буду идеализировать всех армян, потому что среди них есть разные люди. Но тот факт, что под обстрелами в условиях войны в Степанакерте дети сидят в подвалах и занимаются уроками, о многом говорит. Они читают книги. Потому что война закончится, а образование всё равно придётся получать для того, что - бы жить дальше. Это очень важно. Люди должны всегда договариваться, хоть 300 лет сидеть договариваться, но не убивать никого. Это мой принцип, потому что я знаю историю и знаю, что ни одна война не достигала того результата, ради чего затевалась. И ни одна победа не была вечной», – добавляет Лиана. Раз или два раза в год Арам выбирается в Армению. Читает лекции как приглашённый профессор в Ереванском медицинском университете и считает это своим долгом. Прилетая, он сразу идёт гулять по городским паркам, это его любимое занятие в свободное от работы время. А ещё он заходит в церковь Святой Богоматери XIII века, где его крестили. Она находится между домами на главном проспекте.
ВЕРА В БОГА Каждый день в большой семье Давидян есть традиция – в десять часов вечера они все вместе списываются или созваниваются. А дальше совместно молятся. Арам верит в Бога с детства. Лиана пришла к этому позже. «Понятно, что, когда ты накапливаешь определённые знания, а у неё этих знаний, безусловно, больше, чем у меня, ты чаще становишься агностиком. Но когда ты перерастаешь определённый уровень, то ты просто понимаешь, что есть высшая сила. Хочешь ты этого или не хочешь, признаёшь или не признаёшь, но высшая сила есть. Думаю, Лиана начала верить в Бога после смерти отца», – добавляет Арам. У каждого из нас свой путь к Богу. Несколько лет назад у Арама диагностировали активную форму рака мозга, за месяц до рождения ребёнка. И он, будучи в госпитале, в момент, когда подтвердился диагноз, узнав, что речь идёт о месяцах жизни, принял решение, что он должен вернуться в Москву, чтобы дождаться и увидеть сына. А когда вернулся, у него произошло чёткое осознание: он услышал голос свыше: «Ты поправишься, ты поправишься, потому что у тебя ещё есть много чего из того, что ты должен сделать». Есть сила свыше, которая нас поддерживает. Я благодарю Бога и помогаю восстанавливать храмы в Армении», – добавляет Арам.
БУДУЩЕЕ «Если говорить о бизнесе, то его будущее в расширении медицинских дисциплин. Сейчас у нас стоматология и косметология. Мы планируем горизонтальное расширение в направлении антивозрастной медицины и расширении образовательной деятельности. У нас всё получится. У Арама больше идеологии, креатива, хотя у меня он тоже есть. (Смеётся.) У меня больше прагматизма, системности, управленческих навыков и всего, что связано с бизнесом. В армянской семье брат и сестра могут вести совместный бизнес, потому что мы и к бизнесу относимся как к семье. В этом и есть суть диалога и понимания окружающего мира», – говорит Лиана.
ЭПИЛОГ Семья – это основополагающее для человека. Кто вырос в правильном отношении к семье, тот в принципе имеет хорошую базу в плане уважения к другим людям. Скрывать прошлое – это самое бездарное, что мы можем делать, по - тому что это наше прошлое. То, что мы преодолели, откуда мы смогли вырваться, смогли пройти вперёд. Нужно, опираясь на прошлое и глядя в будущее, жить настоящим. Мы гордимся нашими предками и стараемся жить так, чтобы нами гордились наши потомки.
Более подробно о персонах с обложки:
Instagram.com/LanaDavidyan;
Instagram.com/Aram_Davidyan